Версия для слабовидящих Контакты

Краснодарского края

Краснодарский краевой театр кукол

Адрес: 350000, г. Краснодар, ул. Красная, 31

Телефон/Факс: 262-54-11

Телефон: 262-44-17, 267-25-62

Сайт: www.kktk.ru

E-mail: teatr-kukol@rambler.ru

И.о. генерального директора – Калашникова Алина Александровна 

История театра. Точная дата рождения театра кукол, увы, не установлена; известен только - "апрель 1939 года", - когда появились в архивных документах сведения о нем как о профессиональном творческом организме: "Краснодарском разъездном колхозно-совхозном кукольном театре". Но это забавное, на сегодняшний слух, название впрямую отражало суть вещей.

Сохранились названия первых постановок: "Красная Шапочка" Е.Шварца, "По щучьему велению" Е. Тараховского, "Канитель" по произведениям А.Чехова.

Но историческая нить ведет нас еще на 20 лет назад, когда 18 июня 1920 года в помещении Екатеринодарского драматического театра состоялся спектакль для детей "Летающий сундук". Именно эта постановка положила начало детскому театру в городе Екатеринодаре (Краснодаре). У истоков создания первого на Кубани театра для детей стояли молодые тогда талантливые люди во главе с Самуилом Маршаком; тогда, когда ещё на воротах многих домов можно было увидеть дощечку с надписью: "Тряпичникам, солдатам и петрушечникам вход строго воспрещается".

К сожалению, нити обрываются, так что апрель 1939 года остается для нас единственной отправной, документальной точкой истории, когда театр в буквальном смысле "покатился" по дорогам, а чаще - по бездорожью кубанских городов и станиц, не имея никакого пристанища в краевом центре ни для артистов, ни для кукол. Театр ютился "то в коридоре крайотдела по делам искусств, то в клубе водников", как сочувственно пишет корреспондент тех лет.

Первым художественным руководителем был С. Пилипенко; и он, и трое актеров чувствовали себя по праву пионерами профессионального кукольного искусства на Кубани.

И действительно, они прошли нехожеными тропами к душам юных кубанцев. Но первые творческие достижения театра и первая любовь зрителей - сегодняшних бабушек - была прервана Великой Отечественной войной.

После войны театр возобновил работу. И хотя своего помещения по-прежнему не было, зато появилась машина "Опель-блиц" и она мчала кукольников по проселочным дорогам, будоража фантазию ребят, даря им радость и воспитывая добрые чувства.

Почти два десятка лет ради этого трудился удивительный человек, директор театра, режиссер, администратор, актер, завхоз и рабочий сцены А. Резвых. Из актеров послевоенного периода в историю театра во­шли А. Титова, Т. Литвинова, А. Неманов, А. Астахова, И. Епифанцева.

Лишь в 1961 году при глав­ном режиссере Сергее Алек­сандровиче Федоровиче театр получил свое первое стацио­нарное помещение с залом на 325 мест, с фойе, с подсобны­ми комнатами. Этот зал на чет­вертом этаже ветхого здания по улице Орджоникидзе, 30 - через два дома от нынешнего нашего театра - служил зрителям только четыре года: здание снесли.

И снова театр стал на колеса и покатился по городам и весям. "Золушка", "Волшебник Изумрудного города", "Аленький цветочек" - спектакли С.Федоровича оформлял главный художник театра Борис Дмитриевич Недоспасов.

С 1963 года почти на два десятка лет главным режис­сером становится Александр Александрович Кирилловский. И театр при нём обретает новые творческие гори­зонты, ищет и находит неизведанные доселе пути. При А.А. Кирилловском создается славная когорта еди­номышленников, истинных мастеров кукольного искус­ства.

В 1967 году при директоре В.Смирнове закладывается новое здание театра по адресу: ул. Красная, д. 31.

И в 1972 году театр, наконец, въезжает в это здание - наш сегодняшний Дом!

Первой постановкой на большой сцене стал спектакль "Приключения Буратино" по пьесе Е.Борисовой, подго­товленный специально с учетом непривычных для акте­ров параметров сцены, светом и звуком - по последне­му слову техники на те времена. Это было огромным событием для города. А спектакль этот прожил на сцене театра около 15 лет, став его визитной карточкой.

А.Кирилловский говорил: "Постановка спектакля - пры­жок в неизвестное. Вынырну­ли... Теперь надо поплыть, и как можно дольше".

Александр Александрович вместе со своей труппой совер­шил много удачных "прыжков в неизвестное", и не только оста­вил о себе добрую память, но и внес емкие страницы в анналы истории искусства Кубани.

Александр Кирилловский не боялся экспериментов. Ему, на­гражденному на фронте орденами Красной Звезды и Отече­ственной войны I степени, це­лым рядом медалей, была близка неподдельная героика и романтика настоящей битвы, и свои творческие сражения он также с достоинством выигры­вал. До 1972 года он оставался единственным постановщиком в театре, осуществив ряд неза­бываемых спектаклей: "Иван и Царь", "Катастрофа", "Неустра­шимый малыш", "Ян и чертенок", "Поросенок Чек" М. Туровер, "Золушка" Т. Габбе, "Кот в сапогах" по сказкам Ш. Перро, "Три поросенка» С. Ми­халкова, "Чебурашка и его друзья" Г. Успенского.

Впервые в Краснодаре Кирилловский создает спек­такль для взрослых - "Потоп отменяется" по "Божест­венной комедии" И.Штока.

В спектакле "Чебурашка и его друзья" он первым в Краснодаре ввёл актера живым планом в сочетании с куклой; и спектакль с неизменным успехом прошел более 900 раз.

Постановка "Жеребенка" по рассказу М.Шолохова (художник Валерий Пушков) была отмечена грамотой Министерства культуры России "За лучший спектакль к 60-летию образования СССР".

При А.Кирилловском начинаются первые выезды театра за пределы края. Творческие контакты крепли и развивались; не только пьесы Александра Алексан­дровича шли по всей стране, но и наш репертуар по­полнялся наиболее удачными, популярными пьесами.

Для профессионального роста труппы А.А.Кирилловский создает при театре актерскую студию, позво­ляя талантливой молодежи познавать основы ремесла в непосредственной работе над спектаклями.

В 70-е годы театр обрета­ет огромную популярность в городе, становится известен в стране, он поистине входит в пору творческой зрелости.

Тогда же свой путь как режиссёр начинает вернув­шийся в Краснодар после окончания ЛГИТМиКа Анатолий Семенович Тучков.

К его первым спектаклям сразу приковывается внима­ние зрителей. Для юных - "Слоненок", "Здравствуй, здравствуй, добрый день", "Медвежонок Римтимти"; и всколыхнувшие город спектакли для взрослых: "Этот чертов гасконец" по "Трем мушкетерам" А.Дюма и "До третьих петухов" по В.Шукшину. Эти спектакли принесли театру, Тучкову и актерам настоящую славу!

Билеты раскупались на месяцы вперед, попасть на "лишний билетик" было про­блемой. Театр переживал настоящий социальный и творческий бум, внимание к нему не ослабевало в тече­ние почти двух десятилетий. Так что первые наши зрители, ставшие родителями с неподдельным пиететом, вели тогда в любимый театр своих подрастающих де­тей. И театр образным языком метафор говорил со взрослыми на самые сокровенные для того времени темы, продолжая воспитывать в детях приверженность к справедливости и добру.

С 1975 по 1980 год пост главного режиссера зани­мает Анатолий Тучков, но, будучи уже известным мас­тером, покидает театр, уезжая в Тюмень, в знаменитую "Уральскую зону", где в те годы сложился клан самых ярких кукольников страны.

Несколько лет наш театр оставался "бесхозным", не определив творческого лидера. На короткий период возвращается главрежем Кирилловский; подряд, сме­няя один другого, назначается несколько человек. По­жалуй, самыми яркими из спектаклей тех лет были постановки Михаила Гаева: "Гадкий утенок" по Х.К.Андер­сену и "Иосиф Швейк против Франца Иосифа" по Я. Га­шеку с замечательной работой художника В.Пермякова.

Директором в те непростые годы был инициативный Владимир Таран, его сменил Геннадий Марушко, затем - В. Махинов.

Менялось руководство, но те­атр жил, творил и продолжал служить Искусству, держась на плечах тех, кто не жаждал почес­тей и должностей, а честно и про­фессионально делал своё дело.

В 1985 году на должность художественного руко­водителя возвращается в Краснодар А.Тучков, "при­хватив" с собой из Зауралья актеров: Валерия Трифо­нова, Сергея Трегубова, Альбину Ярославцеву и Вла­димира Мильнера, из театра драмы переходит к нам признанный сегодня кукольник Равиль Гилязетдинов.

И театр снова "задышал" полной творчества гру­дью. Спектакли тех лет "Забыть Герострата!" Г.Горина, "Ревизор" Н.Гоголя, "Макарова месть" М.Бартенева, "Черный человек, или Я, бедный Coco Джугашвили" В.Коркия, возобновленный "Этот чертов гасконец" - снова выстроили очереди у кассы.

Театр впервые выезжает на гастроли в Москву, ре­гулярными становятся гастроли во Львове, Киеве, участие в фестивалях в Воронеже и Рязани. Завязы­ваются творческие связи с Ливаном.

На организованном краснодарским отделением СТД сначала - конкурсе, а потом - фестивале теат­ральных капустников "Хохот Пегаса" артисты нашего театра - неизменные лидеры.

И все же внутренние проблемы и творческие раз­ногласия, совпав с глобальными преобразованиями в стране, привели к тому, что Анатолий Тучков и ряд ак­теров покидают наши стены, создав Новый театр ку­кол, второй в Краснодаре.

В ту непростую пору руководство театром прини­мает на себя директор Василий Григорьевич Васильев и именно ему тогда приходит идея о проведение в Краснодаре международных фестивалей кукольников.

Но воплотить эту благую, но сложную идею уда­лось его преемнику, директору Влади­миру Дмитриевичу Прасолу. И если в первом "Арт-визите" 1996 года приняли участие лишь пять театров, то, набираясь опыта, сил и авторитета у кукольников, теперь наш фестиваль приобрел прочные позиции фестиваля крупной формы.

С 1995 года пост главного режиссера занимает Ни­колай Васильевич Бойко. Уже его первые постановки: "Спящая красавица" на музыку Чайковского по сказке Ш.Перро, "Охотник до сказок" и "Андрей-Стрелок и Марья-Голубка" А.Афанасьева, "Три медведя" по Л.Толстому - говорят о приверженности режиссера к эстетике театра атмосферного.

В Армавире с 1997 года рабо­тает филиал театра, формируя свой репертуар.

В 1997 году театр выезжает на гастроли в Германию, а на Все­мирном фестивале театров кукол в Праге моно-спектакль Вален­тины Криницкой (Самочкиной) "Заюшкина избушка" получает Гран-при. В 2000 году спектакль "Андрей-Стрелок и Марья-Го­лубка", представляя Россию на этом же фестивале, номиниро­вался на четыре премии, получив престижную для коллектива - "За актерский ансамбль".

В 1999 году театр широко от­мечает 60-летний юбилей. В ре­пертуаре - более 30 спектаклей. Подводя итоги, отмечалось, что театр в хорошей творческой форме, плодотворно работает труппа, что о нашем театре все больше и больше узнают в теат­ральных кругах, он востребован зрителем.

На краевом фестивале "Кубань театральная" спектакль "Черная курица" по А. Погорельскому (режиссер - Константин Мохов, ху­дожник - Светлана Сердюкова) получил специальный приз "За верность традициям и стилевое единство".

Проводимые - сначала еже­годно, а теперь раз в два года фестивали "Арт-визит" действительно дают уникальную воз­можность не только жителям и гостям Краснодара шире знако­миться с искусством кукольни­ков, но и безгранично расширяют и укрепляют наши творческие, ставшие дружескими, связи.

На рубеже веков в театре сложилась стабильная профессиональная труппа, в которой сегодня числится 15 актеров. Не одно десятилетие посвятили нашему театру заслуженная артистка России Валентина Головушкина, заслуженная артистка Кубани Анна Сезоненко, заслуженный артист Кубани Раваши Шамуилов; яркими мастерами стали Елена Боровичева, Виталий Лобузенко, Дмитрий Часовских. В театр пришли молодые актеры, Евгений Суманеев, Дарья Лысякова, Хорошева Ольга, Лукьяненко Вера…

Краевой театр кукол регулярно принимает участие в "проводимых региональным отделением СТД фестивалях "Кубань театральная" и смотрах-конкурсах творческой молодежи.

В 2002 году работа артистки Анны Сезоненко в спектакле "Синяя борода" (режиссер-постановщик Игорь Игнатьев, художник Анна Игнатьева) на краевом смотре творческой молодежи была отмечена второй премией, а работа Романа Ляпина в спектакле "Летят утки" (режиссер-постановщик Н.Бойко, художник Елена Береснева) - третьей.

В 2003 году на фестивале "Кубань театральная" Анна Сезоненко получила премию "За лучшее исполнение женской роли" - Ненси в "Оливере Твисте".

В ноябре 2004 года коллектив возглавил талантливый режиссер заслуженный деятель искусств Кубани Константин Мохов, привнесший в театр утонченную философскую эстетику. Такие спектакли как «Журавлиные перья», «Игрушечный побег», «Золотой цыпленок», «Брысь», «Тряпичная кукла» стали не только любимы зрителем, но и украшением афиши театра.

С июня 2005 года по апрель 2014 директором театра работает заслуженный работник культуры Кубани Таир Рагимов. При нем сделан капитальный ремонт зрительного зала и фойе театра, отремонтирован фасад.

В апреле 2007 года на Международном фестивале театров кукол в г.Лодзь (Польша) актрисе Анне Сезоненко вручен приз за лучшую женскую роль.

В октябре 2009 года театр широко отметил свой 70-летний юбилей.

Доброй традицией стали Большие гастроли Краснодарского краевого театра кукол в городе Анапа. Вот уже восемь летних сезонов труппа театра радует показом своих лучших постановок гостей и жителей детского курорта.

10 ноября 2012 исполнилось 50 лет художественному руководителю Краснодарского краевого театра кукол Константину Николаевичу Мохову. Последние 8 лет именно он возглавляет театр, который сегодня, без всякого сомнения, является лучшим театром не только Кубани. Это подтвердили и итоги XIII регионального фестиваля «Кубань театральная – 2012» им. народного артиста России М.А. Куликовского, где краевой театр кукол получил сразу три награды:
– премию в размере 50 тысяч рублей «За лучшую работу режиссера театра кукол» – спектакль Владимира Бирюкова «Зимняя сказка»;
– премию в размере 40 тысяч рублей «За лучшую сценографию и оформление спектакля» – Виктор Никоненко за спектакль «Зимняя сказка»;
– премии в размере 30 тысяч рублей «За лучшую женскую роль второго плана» была удостоена Анна Сезоненко за роль Николы Угодника, Старика и Козла в спектакле «Зимняя сказка».

В рамках фестиваля на сцене театра состоялись двухдневные гастроли Санкт-Петербургского Большого театра кукол, который показал два спектакля: для детей – «Бармалея» К. Чуковского и для взрослых – «Холстомера» Л. Толстого. В малом зале прошли мастер-классы по PR-технологиям.

Серьезная ставка делается и на взрослого зрителя, для которого появляются свои спектакли. В репертуарной афише театра с 2012 спектакль «ИГРЫ СНОВИДЕНИЙ».

В июне 2013 года на 3 федеральном фестивале «Театральный ОЛИМП», проводимом в г.Сочи театр награжден дипломом за эффективную работу по актуализации и развитию гражданского и творческого потенциала зрительской аудитории, актриса Анна Сезоненко награждена дипломом за исполнение центральной роли в спектакле «Игры сновидений»

В октябре-ноябре 2014 года пройдут торжественные мероприятия, посвященные 75-летию театра.

Вот так и живет театр. Бывает трудно, бывает грустно, но мы играем и смеемся, ведь это - Театр, а он, как из­вестно, живой организм, развивающийся по одному ему ведомым законам. Порой их бывает трудно уловить и понять, но главное, что Театр не кончается, как сама жизнь.