Версия для слабовидящих Контакты

Краснодарского края

В Краснодаре подвели итоги режиссерской театральной лаборатории «100% ГОРЬКИЙ»

150-летие со дня рождения великого русского писателя Краснодарский академический театр драмы отметил масштабным мероприятием.

Проведена режиссерская лаборатория и выполнена основная её задача– включение в репертуар театра постановки по творчеству Максима Горького. В течение семи дней были подготовлены и представлены на суд зрителю три эскиза. Все получили большинство голосов – «довести до спектакля».

Достигнута ещё одна цель: с помощью современных средств театра и режиссерских приемов удалось доказать уместность и актуальность творчества классика на сцене театра XXI века.

Первый показ эскиза по произведению «Мещане» представил режиссер Геннадий Шапошников из Москвы. Эта пьеса – первый опыт Горького, как драматурга. Центральной задачей для автора стала драма человека, живущего пустой и никчёмной жизнью. Человека, который уже не может жить жизнью предков, но ещё не обладает достаточной волей для иного пути.

Г. Шапошников не стал доводить эскиз до логического завершения, а показал один из методов разбора пьесы: деконструкция текста. Неоднократно во время лаборатории звучало то, что Горький, несмотря на заштампованность соцреализмом, на самом деле глубоко символичен. И уже на первом эскизе «Мещан» стало это видно. Актеры, читая текст и выстраивая рисунок первой сцены пьесы, переходили на полутона взаимоотношений. И, помимо персонажей, действующими лицами внезапно стали эпоха и быт.

Второй эскиз подготовил Георгий Цнобиладзе из Санкт-Петербурга по рассказу «Дед Архип и Ленька». Простая история, написанная почти разговорным языком, оказалась многослойной и символичной. Противопоставление старости и молодости, России и Кубани, живого и умирающего, зарождающая любовь и её поругание.

Г. Цнобиладзе, как ученик Льва Додина, не стал изменять принципам великой школы и сделал спектакль-притчу, решенный графично и выразительно. Протяжные печальные монологи деда Архипа (Р. Ярский) сменялись бойкими и жизнерадостными сценами кубанской жизни. В этом «соперничестве» раскрылась диалектика М. Горького, который не ставит оценок персонажам, а оставляет нам сделать самостоятельные выводы.

Завершилась лаборатория фарсом на основной сцене. Краснодарский режиссёр Даниил Безносов впервые в России взял для постановки сложнейший материал – публицистические заметки «Несвоевременные мысли», написанные Горьким в 1917-1918 годах.

Перед зрителем прошла вереница узнаваемых персонажей из современной жизни: полицейские, актеры, бизнесмены, пенсионеры, врачи, блогеры, бабушки на лавочке… И все они произносили тексты Горького также, как и мы подчас ведем разговоры о будущем страны, о мироустройстве, и о других, кажущихся важными вещах.

Все эскизы оказались достойны того, чтобы довести их до спектаклей. Уже на октябрь назначена премьера «Мещан» на основной сцене, а с остальными режиссерами будут проведены переговоры.

Театр имени Максима Горького вновь включит в репертуар постановки по произведениям классика, исполненные с учетом современных средств театра и в оригинальном, актуальном прочтении.

Фото: Юрий Корчагин

Другие новости

06.04.2018

Краснодарский институт культуры соберет любителей романса

9 апреля в 18.30 состоится концерт "Романс, романс, романс…". 

06.04.2018

В Северском районе провели Сальниковские чтения

Это событие краевого масштаба состоялось сегодня и было посвящено 100-летию Юрия Васильевича Сальникова – детского писателя, педагога, организатора и первого председателя Краснодарского регионального отделения Российского детского фонда, также 65-летию основания центральной детской библиотеки. 

06.04.2018

В Краснодаре откроется выставка в честь праздника

7 апреля в Благовещение в музее им. Е.Д. Фелицына в рамках экспозиции «На рубежах государства российского» откроется мини-выставка «Пасха - светлый праздник в доме».