Версия для слабовидящих Контакты

Краснодарского края

Традиционный концерт Биг-бенда Георгия Гараняна

Традиционный летний концерт, посвященный памяти основателя Краснодарского Биг-бенда – Георгия Гараняна пройдет в Музыкальном театре

15 августа в 19 часов музыканты исполнят аранжировки Маэстро, которые он писал для оркестра, ансамбля «Мелодия», а так же музыку, благодаря которой Гаранян приобрел мировую известность.

Биг-бенд Георгия Гараняна — это слаженный коллектив с широким репертуаром от советского джаза и классики эпохи Глена Миллера до авангарда, Каунта Бейси и джаз-рока. Оркестр состоит из 19 человек и базируется в Краснодаре. Сегодня Биг-бенд возглавляет пианист Илья Филиппов.

Основная часть репертуара Биг-бенда -  традиционный джаз, исполняя который музыканты придерживаются канонов старой оркестровой школы и традиций, которые заложил Георгий Гаранян. В их программе есть место концертным программам классической джазовой музыки — Глена Миллера, Каунта Бейси, Дюка Эллингтона. Так же исполняют классику советского джаза — саундтреки из кинофильмов и собственные произведения основателя оркестра.

Одновременно с этим артисты играют и современный джаз, экспериментируя со звучанием и составами. В их арсенале программа «Back to Soul» с вокалистом Павлом Зибровым, блюзовый сет с вокалистом и гитаристом Александром Джалашовым, музыка известного джазового гитариста Пэта Мэтини, латино-джаз.

На сегодняшний день Краснодарский Биг-бенд — один из немногих российских оркестров, активно выступающих, гастролирующих и записывающихся с мировыми джазовыми и эстрадными исполнителями. Среди которых — французский композитор, пианист и дирижёр Мишель Легран, вокалист группы DePhazz Карл Фриерсон, саксофонист Боб Шеппард, вокалист Винкс.

Музыканты Биг-бенда Георгия Гараняна нацелены на интеграцию в мировой джаз и стремятся стать универсальным по жанровой широте оркестром. Чтобы гости, придя на концерт, видели и слышали: здесь играет мировая музыка!

Саксофонист, дирижёр, композитор и аранжировщик Георгий Гаранян родился 15 августа 1934 года, в семье инженера и учительницы. С детства он увлекался музыкой, и родители его поощряли, хотя судьбы джазиста они ему не желали. После школы он поступил в Московский станкоинструментальный институт, но по специальности Гаранян не работал ни одного дня. Зато он устроился саксофонистом в Молодёжный оркестр Центрального дома работников искусств. В период, когда оркестром руководил знаменитый Юрий Саульский, молодой музыкант стал лидером группы саксофонов. В 1957 году оркестр получил серебряную медаль на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве, ознаменовавшего начало хрущёвской оттепели.

Впрочем, оркестр ЦДРИ довольно быстро разогнали, поскольку советская пресса стала выражать беспокойство и даже отвращение по поводу «длинноволосых стиляг в утрированно узких брюках и экстравагантных пиджаках». Но безработица Гараняну уже не грозила: в 1958 его, первого из советских музыкантов, позвали в Биг-бенд Олега Лундстрема, состоявший из белоэмигрантов, вернувшихся в СССР из Шанхая.

В 1966 Георгий Гаранян перешёл в концертный эстрадный оркестр Всесоюзного радио, и параллельно выступал с небольшими группами, в основном – в квартете с гитаристом Николаем Громиным. Музыканты умудрились даже несколько раз выступить за рубежом, а ведущий «Голоса Америки» Уиллис Канновер ставил в эфире записи, рекомендуя Гараняна как композитора, аранжировщика-дирижёра и солиста-импровизатора, которым он восхищался на протяжении многих лет. Популярность солиста и оркестра на западных радиостанциях привела к закономерно печальному финалу: оркестр Всесоюзного радио был упразднён.

С этого момента началась новая, не менее плодотворная эпоха работы руководителем в ансамбле фирмы грамзаписи «Мелодия». Жанровый спектр не оставлял желать большего: с ансамблем записывались персонажи от Альфреда Шнитке до Аллы Пугачёвой, от Владимира Высоцкого до Андрея Миронова. Студийные музыканты «Мелодии» были невероятно востребованы, и были звёздами сами по себе: за 13 лет работы под управлением Гараняна ансамбль записал более двух десятков альбомов, тиражи которых были «платиновыми».

Параллельно с «Мелодией» Гаранян работал в качестве дирижера симфонического оркестра Комитета по кинематографии. То, чем он занимался, сегодня называется словом «саундтрек», и в исполнении ансамбля это было не просто музыкальное сопровождение, а хиты. Имя Георгия Гараняна есть в титрах таких фильмов, как «Ирония судьбы или с лёгким паром», «Приключения Буратино», «12 стульев» Марка Захарова. Он был дирижёром, исполнителем, аранжировщиком музыки к десяткам картин и мультфильмов, и сам написал звуковые дорожки более чем к 30 картинам, среди которых – «Покровские ворота» Михаила Козакова, «Волшебный фонарь» Евгения Гинзбурга.

Свой опыт руководитель «Мелодии» изложил в учебнике «Аранжировка для эстрадных, инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей», который до сих пор актуален, и был переиздан в 2010 году. Георгий Гаранян в это время много пишет и сольной музыки, которая впоследствии тоже войдёт в список классики произведений для саксофона и джазовых оркестров – «Балладу», которую до сих пор изучают соло-саксофонисты в консерваториях, «Фестивальный блюз», в котором солирует каждый исполнитель оркестра, аранжировки «Аве Марии» Шуберта и песен Beatles.

В перестроечное время, отвыступав в малых составах и поработав дирижёром Цирка на Цветном бульваре, Георгий Гаранян возглавил Московский Биг-бенд, пригласив в него лучших на тот момент джазовых музыкантов страны. Оркестр спонсировал бизнесмен Сергей Черкасов, и через 4 года деньги на джаз у него закончились, что для девяностых не было редкостью. Зато это привело Гараняна в Краснодарский Биг-бенд, из которого он сделал джазовый коллектив мирового уровня. Оркестр имел потрясающий успех в Москве и за рубежом, джазовый критик Владимир Фейертаг отзывался о Георгии Гараняне как об «изощрённом фантазёре», под руководством которого оркестр может исполнять аранжировки любой сложности.

В 2004 году Гаранян воссоздаёт ансамбль «Мелодия», который пользовался бешеной популярностью. Он выступает с классическим джазовым репертуаром и с аранжировками музыкальных треков советского кинематографа – «Бриллиантовая рука», «Джентльмены удачи», «Человек-амфибия». Добавив в 2006 году к «Мелодии» пять духовиков, Георгий Гаранян основал Биг-бенд, ставший самым молодым российским джазовым оркестром – по времени существования, возрасту участников и по духу.

Георгий Гаранян, покинул этот мир в 2010 году, а Краснодарский Биг-бенд его имени продолжает жить и развиваться.

Другие события